Как выбрать оборудование для СТО и автосервисов

Автосервис - дело выгодное. Ведь количество автомобилей с каждым годом только увеличивается, и все они требуют обслуживания. Даже при отсутствии аварийных ситуаций каждому транспортному средству рано или поздно потребуется технический осмотр, ремонт или консультация специалиста. А такие процедуры как замена масла или антифриза, сезонный монтаж шин являются обязательными и будут востребованы всегда

Если вы решили открыть СТО, зарегистрировали предприятие, определились с бюджетом и нашли подходящее помещение, то теперь вам предстоит самый главный этап – выбор и комплектация оборудования. Но прежде вы должны определиться с направлением. И тут придется делать выбор: отечественные автомобили или конкретные модели иномарок; мелкий ремонт или серьезная диагностика; шиномонтаж или кузовные и покрасочные работы? Ведь именно от профиля СТО будет зависеть базовый пакет оборудования.

Профиль СТО и базовые комплекты оборудования

Сервисные и ремонтные мастерские по типам выполняемых работ делятся на специализированные и комплексные СТО. Первые ограничиваются лишь некоторыми видами работ или конкретной маркой машин. Вторые могут выполнять все или большую часть работ по обслуживанию и ремонту транспортных средств.

Слесарные работы – это самый распространенный вид услуг в автосервисе. В ходе слесарных работ устраняются дефекты и неисправности основных систем и деталей автомобиля. Слесарный ремонт может быть текущим и капитальным. Например, затяжка ослабевших креплений, замена расходных материалов, устранение мелких дефектов относятся к текущему ремонту. К капитальным мероприятиям можно отнести ремонт двигателя, ремонт подвески и замену деталей шасси, ремонт ходовой части, ремонт тормозной системы и системы рулевого управления, замену сцепления и другие работы. От качества ремонта узлов и агрегатов автомобиля зависит, прежде всего, личная безопасность водителя и пассажиров. Поэтому эти работы нужно доверять только специалистам. А выполнять – с помощью профессионального оборудования и инструментов.


Вот пример типовой комплектации слесарного участка:

  • подъемник;
  • домкрат;
  • тележка для инструмента;
  • верстак с тисками;
  • гидравлический пресс;
  • трансмиссионная стойка;
  • профессиональный компрессор;
  • пневмогайковерт;
  • гаражный кран;
  • установка для извлечения и слива масла;
  • ванна для мойки деталей;
  • стенд для разборки двигателя.


Кроме этого обязательно понадобятся универсальные слесарные инструменты: набор гаечных ключей, набор торцевых головок и шестигранников, трещотки и воротки, молотки, клещи, тиски, отвертки, сверла по металлу, кусачки, плоскогубцы, пассатижи, набор съемников стопорных колец и др. Обратите внимание, что слесарно-монтажный инструмент лучше приобретать не по отдельности, а в специализированных комплектах или универсальных наборах.

Шиномонтажные работы - в основном сезонные; они актуальны в период весны и осени, когда автовладельцы меняют шины по сезону. Но зато в этот период наблюдается массовый наплыв заказов, особенно при резкой смене погоды.

Если вы планируете оказывать на СТО услуги в сфере шиномонтажа, то обратите внимание на следующее базовое оборудование:

  • шиномонтажный станок;
  • балансировочный станок;
  • компрессор для накачки шин;
  • домкрат подкатной;
  • гайковерт для шиномонтажа;
  • шланг пневматический;
  • шланг воздушный с фитингами;
  • ключи баллонные.


Доукомплектовать шиномонтажный участок можно с помощью вулканизатора, ванны для проверки колес, борторасширителя, нарезателя протектора, а также расходных материалов (шипы, латки, пластыри жгуты, грузики).

Диагностическое оборудование - это, пожалуй, наиболее сложный участок в работе СТО. Базовый пакет, казалось бы, довольно прост и понятен. Прежде всего, это сканеры, которые способны диагностировать любую систему транспортного средства без разборки механизмов. Вторую группу оборудования составляют тестеры и осциллографы, которые тестируют электрооборудование двигателя. В третью группу входят приборы, которые проверяют уже конкретную систему: газоанализаторы, рефрактометры, установки для проверки фар, компрессометры, установки для очистки форсунок и другие.

Однако вся сложность при закупке диагностического оборудования заключается именно в выборе конкретных моделей. В диагностике универсальных решений практически не бывает, весь инструментарий подбирается и настраивается под параметры конкретных марок автомобилей. Другими словами, параметры для диагностики иномарок из Европы будут несколько иными, чем параметры иномарок из Азии. Поэтому при комплектации поста диагностики вам нужно будет четко определиться, какие марки машин вы будете обслуживать на СТО. А разобраться в многообразии оборудования помогут грамотные консультанты фирм-производителей или поставщиков.


Оборудовать участок для кузовного ремонта - дело довольно дорогое, но прибыльное. Ведь стоимость кузова может составлять до половины стоимости всего автомобиля. Кроме того кузовные работы достаточно универсальны, здесь нет жесткой привязки к моделям и маркам автомобилей, как в диагностике.

Кузовной ремонт – процесс сложный и поэтапный, каждый этап требует определенного инструментария. Поэтому все оборудование и инструменты кузовного ремонта подразделяют на такие системы: сварочные; компрессоры; шлифовальные; рихтовочные; инструменты чистовой доводки; измерительные системы.


Типовая комплектация кузовного участка включает:

  • стенд для правки кузовов,
  • сварочный полуавтомат или споттер,
  • аппарат для правки скрытых полостей,
  • набор гидравлического инструмента,
  • набор рихтовочных молотков и правок,
  • цепи разных длин,
  • стяжки и зажимы,
  • гаражный кран,
  • подкатной домкрат,
  • набор слесарного инструмента,
  • пневмодрель,
  • гайковерт,
  • шлифовальные и полировочные машинки.


Если СТО специализируется на восстановлении лакокрасочного покрытия, то современное покрасочное оборудование сократит время работ и повысит качество покраски. Не стоит забывать, что краска выполняет не только эстетическую, но и защитную функцию для авто.

Технологию покраски автомобиля можно разбить на следующие этапы:

  1. подготовка кузова (мойка, чистка, удаление коррозии);
  2. шпатлевание, грунтование и шлифование;
  3. собственно покраска и сушка.


Набор необходимо оборудования включает: электродрель с насадками, шлифовальную машинку, шлифовальный рубанок, компрессор, краскопульт, строительный фен или инфракрасную сушку. А также расходные материалы: наждачную бумагу, грунтовку, шпатлевку, олифу, краску и лак.

Основной проблемой при окрашивании является выбор краскопульта. Краскопульты различаются по таким параметрам как объем, давление и широта факела. Эти параметры, в свою очередь, обуславливают равномерность нанесения и процент переноса краски.

Современные СТО используют краскопульты с системами распыления HVLP и LVLP. Краскопульты HVLP характеризуются большим объемом и низким давлением. Устройство воздушных каналов предусматривает перенос на рабочую поверхность минимум 65% распыляемого материала. К преимуществам системы HVLP можно отнести не только экономию лакокрасочного материала, но и экологичность самой технологи. Однако для таких краскопультов требуется более мощный компрессор.

Краскопульты LVLP работают на низком давлении и невысоком объеме. При сохранении эффективности переноса краски, данная система расходует воздуха значительно меньше. Также краскопульт LVLP можно держать на расстоянии 25-30 см от окрашиваемой детали, в этом случае значительно легче обрабатывать труднодоступные зоны кузова.

При покупке оборудования для покраски авто не забывайте, что показатель потребления воздуха выбранного краскопульта не должен быть выше производительности компрессора.


Как выбрать поставщика оборудования

Сегодня конкуренция среди производителей и поставщиков оборудования для автосервисов достаточно высокая. Инструментальная линейка постоянно расширяется, на рынок выходят новые игроки. Как же грамотно выбрать поставщика? На какие моменты обратить внимание?

При выборе и сравнении поставщиков попробуйте найти четкие ответы на следующие вопросы. Каков опыт работы данного поставщика на рынке? Какие услуги являются основными? Каковы минимальные объемы закупок, и какие услуги поставщик оказывает за дополнительную плату? Какие существуют условия оплаты (предоплата, оплата по факту поставки или другие формы оплаты)?

Но даже этой информации бывает недостаточно, чтобы сделать окончательный выбор. Не стоит забывать, что оборудование для автосервиса работает в сложных условиях: пыль и грязь, перепады температур, интенсивное использование, наличие технических жидкостей, возможные ошибки персонала, наконец. А починить дорогостоящее оборудование достаточно сложно: из-за высокой стоимости запчастей, отсутствия техдокументации или грамотных специалистов. Поэтому приобретайте оборудование только у тех компаний, которые предоставляют длительную гарантию на отпускаемую продукцию. Обязательно поинтересуйтесь у поставщика, каковы условия гарантийного и послепродажного обслуживания он может заявить? Каков запас на складе расходных материалов и запасных частей?

Принято думать, что выгодная цена решает все. Не факт. Не всегда предлагаемая цена может стать главным критерием при выборе поставщика. Если само оборудование изготовлено не по стандартам или отсутствует гарантийная и сервисная служба, то первоначальную экономию на покупке довольно быстро перекроют высокие затраты на ремонт и постгарантийное обслуживание.

И еще несколько советов
Для того чтобы оборудование для СТО прослужило как можно дольше и окупилось как можно быстрее, необходимо объективно рассчитать предполагаемую нагрузку на него. Если ваш автосервис входит в дилерскую сеть, где необходимо соблюдение жестких правил, то выбираете высококачественное и надежное оборудование от мировых производителей. Если поток клиентов будет небольшой, а обслуживание - в умеренном режиме, то целесообразно будет приобрести оборудование эконом-класса.

Но вот на профессиональных инструментах (слесарных и пневматических) экономить не стоит. Здесь срабатывает правило: скупой платит дважды. Слишком часто менять дешевые инструменты обойдется вам в итоге дороже.

И немаловажно помнить, что оборудование для СТО (так же как и автомобиль) тоже требует бережного отношения, тщательного ухода и периодического технического осмотра. Тогда оно прослужит вам долго и экономически эффективно.

Подпись к товарам в статье